Z-8

В начале 70-х годов Китай приобрел во Франции 13 вертолетов SA.321Ja. Эта модификация стала причудливым гибридом «сухопутного» (то есть, не амфибийного) фюзеляжа и «морского» (противолодочного) оборудования. «Супер фрелоны» стали наиболее крупными вертолетами китайской морской авиации.

Поначалу они базировались только на береговых аэродромах, а 3 января 1980 г. один из «супер фрелонов» осуществил первую в истории китайского флота посадку на палубу корабля. В мае того же года четыре вертолета, базировавшихся на вспомогательных судах китайского флота, участвовали в походе в южную часть Тихого океана. Этот отряд обеспечивал испытательный пуск китайской МБР — вертолеты «выудили» приводнившуюся головную часть ракеты.

В 1976 году руководство Китая приняло решение о налаживании производства копии «Супер Фрелона», получившей обозначение Z-8. Эту работу поручили Авиационной промышленной группе «Чангхе» (CAIG — Changhe Aircraft Industry Group). Работы велись с традиционной китайской неспешностью — испытания первого Z-8 начались 11 декабря 1985 г. — почти через 10 лет после запуска программы. В 1989 г. начались поставки Z-8 ВМС Китая, а в 1994 г. машина получила, наконец, национальный сертификат летной годности. Вертолеты этого типа оборудовались ТВД WZ-6 — лицензионным вариантом «Турмо» IIIC3. Во флоте Z-8 эксплуатируются в трех вариантах:

транспортно-десантный, способный перевозить 27 десантников либо 15 раненных на носилках;

противолодочный, оборудованный ОГАС HS-12 и поисковой РЛС с антенной в обтекателе правого поплавка (в носовом обтекателе размещена антенна метеорадара); вооружение состоит из торпед Yu-7 («пиратская» копия американской Мк-46);

вертолет-тральщик. Производство Z-8 осуществляется крайне низкими темпами (по 2-3 машины в год). К настоящему времени выпущено около 30 экземпляров.

Казалось бы, что еще можно выжать из конструкции сорокалетней давности? Но не в обычае китайцев отказываться от хорошо зарекомендовавшей себя техники по причине ее солидного возраста, и китайские «производные» от МиГ-21 — далеко не единственное тому свидетельство. В то время как в самой Франции карьера «Супер Фрелона» катится к закату, специалисты CAIG продолжают создавать новые варианты этого вертолета. В частности, со средины 90-х гг. шли работы над транспортно-десантной модификацией для армейской авиации, обозначенной Z-8A. Опытный образец успешно прошел испытания, и в феврале 1999 г. получил сертификат летной годности. В 2001 г. две предсе-рийные машины были переданы заказчику для проведения войсковых испытаний, а в ноябре 2002 г. китайская армия получила первые серийные образцы Z-8A.
Плодом конверсии стала очередная модификация — гражданский вертолет Z-8F. В этом варианте двигатели WZ-6 заменены канадскими ТВД РТ6В-67А, мощностью по 1450 л.с. Проект Z-8F был представлен в 2002 г. на авиасалоне в Чжухае, но сообщений о серийном производстве этой модификации пока не поступало.


Ваш отзыв