ежегодная международная выставка Heli-Expo 2008
В Хьюстоне, штат Техас прошла ежегодная международная выставка Heli-Expo 2008. На три дня центр Джорджа Брауна, где находился главный выставочный зал, заполнили вертолеты и все, что с ними связано.

Под крышей Джорджа Брауна
Здесь собрались производители и покупатели со всего мира. Количество фирм, которые намерены приобретать вертолеты, постоянно увеличивается, поскольку цена на винтокрылые машины становится все более сравнимой со стоимостью дорогого автомобиля. Поэтому нет ничего удивительного в том, что под крышей центра Джорджа Брауна собрались 523 фирмы-участника, а среди крупнейших производителей вертолетов были традиционно представлены: Eurocopter, Sikorsky Aircraft Corp., MD Helicopters, Bell Helicopters, AgustaWestland, а также Enstrom Helicopters Corp. и Robinson Helicopters. На одном этаже павильона красовалось 65 вертолетов. И в первый же день был установлен рекорд – на открытие выставки пришли около 16 тысяч посетителей!
Дебютные показы и выходы на бис
После небольшой церемонии и перерезания ленточек выставка открылась показом новинок.
Сначала был представлен амбициозный проект корпорации Сикорского – Х2 – прототип вертолета, максимальная скорость которого превысит 490 км/ч. Высокая скорость всегда была одной из труднодостижимых целей вертолетостроения. В надежде решить эту задачу, Sikorsky внесла ряд улучшений и создала необычный прототип вертолета соосной схемы.
Инновация технологии Х2 заключается в использовании соосной схемы, управляемой электродистанционной системой (fly-by-wire). Мощность двигателя распределена между несущими винтами и толкающим, расположенным в хвостовой части вертолета. Планируется, что вертолеты, созданные на базе технологии Х2, будут оснащаться турбовальными двигателями Rolls-Royce 801 мощностью по валу 450 л.с.
Однако Х2 – это пока еще не конечный продукт, а всего лишь демонстрация новых технологий. Чего не скажешь о другом дебюте – 16-местном ЕС 175 от компании Eurocopter. По словам создателей, их «машина была создана с клиентами и для клиентов, были собраны все пожелания и чаяния, использованы ведущие технологии в области безопасности, летных возможностей и организации пространства кабины». Первый полет ЕС 175 запланирован на 2009 год, а сертификация – на 2011-й.
Еще одной новинкой Heli-Expo-2008 стал легкий вертолет S-434 от Schweizer, дочерней компании корпорации Сикорского. Хотя на выставку привезли лишь его макет, а не модель. Эта машина собрана на основе уже существующего вертолета S-333. В ней будут использованы преимущества 4-лопастного винта, бака для горючего большей вместимости, и, кроме того, новый вертолет будет летать быстрее и дальше своего предшественника, неся на борту больше полезного груза. Создатели считают, что он станет особняком среди собратьев своего класса при весе почти 1300 кг и стоимости в 933 тысячи долларов. Первые коммерческие поставки ожидаются через 12–18 месяцев. А уже весной начнется сертификация вертолета по версии FAA.
Среди аппаратов, которые представлялись широкой публике ранее, на выставке вновь блеснул эксклюзивный продукт совместной работы ведущего Дома моды Versace и компании AgustaWestland – AW139. Две компании заявили о начале сотрудничества еще на прошлом Heli-Expo. Но нынешнее уникальное творение – это совершенство, сочетание роскоши и уюта. И как было заявлено представителями обеих сторон, отныне сотрудничество будет только углубляться, а линейка вертолетов с наиболее роскошными и стильными интерьерами для корпоративных и VIP-клиентов еще более расширится.
Наконец, опять порадовали публику первый предсерийный прототип компании Bell Helicopters – Bell 429 и R66 – новая разработка от Robinson Helicopters.
На чем летать будем?
Несколько слов стоит сказать и о цифрах, ибо именно такие форумы дают четкое представление о том, что же происходит на рынке заказов и продаж, как развивается вертолетостроительная отрасль.
На Heli-Expo 2008 безусловным лидером стал ЕС 175. Уже на второй день работы выставки компании Eurocopter поступили заказы на 100 вертолетов этой модели общей стоимостью 750 миллионов долларов. А за 3 дня было продано 111 ЕС 175, их купили 13 компаний, география которых весьма обширна: от России (компания «ЮТэйр») до Индии и от Соединенных Штатов до Новой Зеландии. Главным образом покупателей привлекали многочисленные преимущества нового 16-местного семитонника: уникальные возможности кабины, дальность полета, грузоподъемность, комфорт и стоимость обслуживания. Всего же у компании Eurocopter заказали 200 вертолетов на сумму один миллиард долларов.
Следующим в числе лидеров продаж стала компания AgustaWestland. В ходе работы форума она заключила соглашений на 76 вертолетов на общую сумму 470 миллионов долларов. Больше всего заказов пришлось на A109Grand – 30 вертолетов и 19 – на AW139.
Из компаний-производителей, для которых Heli-Expo оказалась успешной, можно выделить MD Helicopters, которая продала 10 MD 902 за 22 миллиона долларов, и компанию Sikorsky Aircraft, «ограничившуюся» скромной для такого гиганта суммой 317 миллионов долларов, главным образом за 16 вертолетов S-92 и 4 – S-76C++.
Очередная Heli-Expo 2008 завершилась, и команда организаторов уже начала подготавливать следующую выставку. Постепенно «центр тяжести» перемещается на восток. Специалисты в США предсказывают, что, например, в ближайшие 20 лет Китай по закупкам новых вертолетов и самолетов сравняется с рынком всей Северной Америки, а китайская авиационная выставка в Гонконге может уже в ближайшие годы стать одной из ведущих в мире. Правда, у нее появился конкурент – Сингапур, который в этом году организует у себя подобную авиавыставку почти в одно и то же время с Гонконгом.


Ваш отзыв