Вертолеты в России
В последние годы отечественные вертолетостроители, равно как и их коллеги из самолетостроительной отрасли, не были избалованы заказами российских операторов авиатехники.
Основными источниками доходов для двух ведущих разработчиков страны, МВЗ им. Миля и ОАО «Камов», являются отчисления от продажи созданных ими вертолетов (в основном военных и двойного назначения) за рубеж, а также работы по модернизации, продлению ресурсов эксплуатирующейся в России техники.
Между тем обе фирмы уже давно готовятся вывести на рынок новую продукцию, ориентированную как на наиболее емкую нишу боевых вертолетов и машин двойного назначения, так и на высококонкурентный гражданский сектор. Если говорить о последнем, то на МВЗ им. Миля это прежде всего проект среднего (тяжелого по западной классификации) вертолета Ми-38, призванного заменить «рабочую лошадку» российских операторов — Ми-8/17. В конце прошлого года опытный образец оторвался от земли, в начале апреля завершил первый этап наземных и летных испытаний и в настоящее время проходит доработки для перехода к следующему этапу, который должен начаться в июле.
За опытом эксплуатации Ка-226 в «Газпромавиа» будут пристально наблюдать другие потенциальные заказчики этого нового вертолета
Легкий учебно-спортивный вертолет Ми-34 предлагается заказчикам с 1995 г., а на чертежных досках находится проект еще одной легкой машины — Ми-54.
Казанский вертолетный завод, до недавних пор осуществлявший лишь серийное производство вертолетов марки «Ми», собственными силами разработал и сертифицировал в июне прошлого года легкий вертолет «Ансат» и ведет испытания другого легкого вертолета — «Актай».
У ОАО «Камов» три проекта, ориентированных на гражданских заказчиков: легкий Ка-115, Ка-62 (гражданская версия военно-транспортного Ка-60, который проходит испытания с конца 1998 г.) и Ка-226. И если первые два еще не вышли на стадию коммерческой реализации, то Ка-226 недавно обрел первого заказчика.
В начале июня состоялась церемония передачи первого вертолета Ка-226 коммерческому эксплуатанту. Им стала авиакомпания «Газпромавиа», один из крупнейших операторов вертолетной техники в стране. В ее парке числится 77 винтокрылых машин различных типов.
Для «Газпромавиа» продукция фирмы «Камов» не является новинкой — помимо Ми-8 разных модификаций и Ми-2 в ее парке есть 22 вертолета Ка-26. Именно этих «старичков» (даже самые молодые из них, выпущенные в 1977 г., подлежат списанию в 2007 г.) и призваны заменить Ка-226.
Заказ и поставку техники для «Газпромавиа» осуществляет ФНПЦ «НефтеГазАвиаКосмос» — одна из структур газового гиганта ОАО «Газпром», созданная специально для осуществления инновационно-инвестиционых проектов разработки авиационной и космической техники, необходимой «Газпрому». ФНПЦ «НефтеГазАвиаКосмос» в данной сделке выступает как заказчик вертолетов Ка-226 и финансовый оператор.
По словам генерального директора «Газпромавиа» Андрея Овчаренко, авиакомпания остро нуждается в обновлении и пополнении вертолетного парка — собственный флот покрывает лишь около 40% потребностей гигантской компании, к работе привлекаются и другие операторы вертолетной техники.
Авиакомпания является сейчас, пожалуй, единственным в стране реальным оператором вертолетов Ка-26. «Мы используем их не сезонно, как некоторые другие операторы, а круглогодично, — отмечает Андрей Овчаренко. — Эта легкая машина пользуется у газовиков большим спросом, но мы не всегда в состоянии удовлетворить их заявки — солидный возраст машин обусловливает их частый ремонт, а запчасти к вертолетам и их двигателям найти все труднее».
Подразделения авиакомпании базируются, как выражаются газовики, «вдоль трубы» — от северных аэродромов Ямбурга и до Сочи, и структурно разбиты на семь филиалов. Ка-26 в основном используются для мониторинга магистральных газопроводов ООО «Мострансгаз», а также выполняют другие функции — транспортировку пассажиров, оказание скорой медико-эвакуационной помощи, патрулирование и даже транспортировку грузов.
Техническое обслуживание и ремонт вертолетов Ка-26 осуществляются на центральной базе «Газпромавиа» в Калуге собственными силами специалистов авиакомпании. Для этих целей выделен ангар, имеется все необходимое оборудование и оснастка. Тем не менее из-за отсутствия запасных частей, агрегатов и авиадвигателей более половины вертолетов, средний возраст которых приближается к 30 годам, — постоянно находится в неисправном состоянии.
Новый вертолет поступил в авиакомпанию на условиях совместной опытной эксплуатации, которая будет осуществляться «Газпромавиа» и ОАО «Камов» при участии производителя вертолета — НПО «Стрела». Общими усилиями создается программа технического обслуживания новой машины (Ка-226 эксплуатируется «по состоянию», что подразумевает возможность адаптации программы ТО под условия эксплуатации данного оператора). Специально для обслуживания и ремонта новых машин «Газпромавиа» намерена построить на своей центральной базе в Калуге новый ангарный комплекс. «Быть первым эксплуатантом новой машины — нелегкое бремя, но ведь кто-то должен начинать», — считает г-н Овчаренко.
В этом году в «Газпромавиа» будет поставлено шесть вертолетов Ка-226 — четыре из них, включая первый поступивший в авиакомпанию, — в базовой комплектации и два — в варианте Ка-226АГ, разработанном по техническому заданию «НефтеГазАвиаКосмоса». Инвестиционный проект, направленный на создание Ка-226АГ, был начат еще в 2001 г. По словам гендиректора «НефтеГазАвиаКосмоса» Владимира Еремина, «мы закупаем не вертолет — мы закупаем многофункциональную транспортную систему». Он отказался сообщить суммарную стоимость контракта, отметив только, что цена Ка-226 в 1,5-2 раза ниже, чем у зарубежных аналогов.
Валерий Лукин, генеральный директор холдинга «Камов», сообщил, что всего рамочное соглашение с «Газпромом» предусматривает поставку 22 машин до 2007 г., а контракты, конкретно оговаривающие обязательства сторон, будут подписываться на ежегодной основе.
Вертолет Ка-226 в базовой комплектации получил сертификат типа по нормам АП-29 в конце октября прошлого года. Модификация «АГ» для «Газпрома» будет отличаться более совершенной противообледенительной системой, возможностью аварийной посадки на воду и эксплуатации с мягких грунтов и снега, увеличенной дальностью и продолжительностью полета, увеличенной максимальной массой груза, переносимой на внешней подвеске, широким спектром специализированного оборудования.
Основной элемент, отличающий модификацию АГ от базовой, — новый комплекс бортового оборудования модульной архитектуры, разработанный в ФГУП «НИИ авиационного оборудования». Он позволяет эксплуатировать машину экипажем, состоящим из летчика и оператора, обеспечивает повышенную точность навигации и допускает полеты в географических областях до 85о северной широты (в базовой комплектации — до 60о), обеспечивает режим автоматического зависимого наблюдения.
При помощи нового оборудования улучшаются характеристики устойчивости и управляемости вертолета, осуществляется автоматическая стабилизация висения над точкой, появляется возможность использования вертолета над морем с посадкой на буровую платформу и корабль. Существенно расширяются условия пилотирования по приборам, что позволяет осуществлять посадку на аэродромы, оборудованные курсоглиссадной системой, а также на морские суда и буровые установки при метеоминимуме 30 х 300 м, а на малооборудованные аэродромы и площадки — 60 х 600 м. Бортовой комплекс имеет функцию предупреждения экипажа об опасном сближении с препятствиями и земной поверхностью и позволяет выводить на многофункциональный индикатор оператора видеоизображение с внешних телевизионных и тепловизионных датчиков.
Отличительной чертой Ка-226 является возможность установки быстросменных кабин с различными вариантами оборудования: транспортный, вмещающий до 6 пассажиров, патрульный, медицинский, аварийно-спасательный. Основным для «Газпрома» будет патрульный вариант, предусматривающий использование аппаратуры дистанционного мониторинга газопроводов.
По мнению разработчиков вертолета, диапазон его крейсерских скоростей и большая продолжительность полета оптимальны для задач мониторинга, а модификация Ка-226АГ позволит снизить эксплуатационные расходы на мониторинг вдвое по сравнению с существующими. Предполагается, что вариант АГ будет сертифицирован в конце этого года.
Все 22 машины, заказанные «Газпромом», будут построены на оренбургском ПО «Стрела». Вместе с тем серийное производство Ка-226 запущено еще на одном предприятии — Кумертауском авиационном производственном предприятии. Наиболее вероятным заказчиком этих машин является МЧС.
Июнь стал по-настоящему «прорывным» месяцем для программы Ка-226. Буквально через несколько дней после передачи первой машины «Газпрому» АФК «Система», владелец контрольного пакета ОАО «Камов», подписала генеральное соглашение о стратегическом партнерстве с МЧС России. Одним из его пунктов предусматривается поставка для МЧС в 2004-2005 гг. пяти вертолетов Ка-226 с набором специализированного оборудования к ним.
МЧС было в числе первых потенциальных заказчиков Ка-226, но затянувшаяся против первоначальных планов стадия разработки и испытаний новой машины вынудила МЧС в последние годы приобрести несколько вертолетов среднего класса Ка-32. Тем не менее интерес к более легкой и маневренной машине сохранился.
В настоящее время вертолетный парк авиации МЧС насчитывает около 30 машин, в их числе: отечественные Ми-8, Ми-26, Ка-32, а также вертолеты производства западноевропейской компании Eurocopter — BK-117 и Bo-105 Super 5.
Соглашение с МЧС укрепляет вероятность появления и других заказчиков на Ка-226. По словам Валерия Лукина, в настоящее время «Камов» ведет переговоры с рядом отечественных и зарубежных коммерческих операторов, но новые контракты ожидаются тогда, когда начнется эксплуатация первых серийных вертолетов, появится статистика их надежности и операционных показателей, будет продемонстрирована способность холдинга обеспечить поддержку машин в эксплуатации