Во времена СССР пассажирские авиаперевозки между населенными пунктами были общедоступными. Во многих удаленных поселках можно было увидеть старушку, покупающую билет, чтобы слетать в ближайший город за покупками. С развалом СССР ситуация в корне изменилась: экономический коллапс повлек за собой развал отраслей, которые всегда были гордостью страны.

Гражданская авиация не стала исключением. Закрытие аэродромов, учебных заведений, старение авиационного парка, отсутствие прозрачных правил государственного регулирования – проблемы, последствия которых ощущаются до сих пор.

Если экономический кризис разрушительно сказался на гражданской авиации в целом, то сектор малой авиации практически прекратил свое существование. Несовершенная правовая база, отсутствие финансовых ресурсов и технических возможностей на несколько лет сделали проблематичным выполнение задач, традиционных для малой авиации: инженерное патрулирование, геологическая разведка, авиахимработы и пассажирские перевозки на малые расстояния.

Но с началом экономического роста ситуация стала меняться. Ни правовые коллизии, ни технические сложности не останавливают энтузиастов, которые делают все возможное, чтобы превратить увлечение небом в рентабельный бизнес. Вертолетные перевозки занимают в коммерческой авиации особое место. Маневренность, небольшая посадочная площадь и способность в нужные моменты обходиться без аэродрома позволяют вертолетам решать задачи, недоступные для других видов воздушного транспорта.

В настоящее время сложившегося рынка в этом сегменте нет, однако по экспертным оценкам уже в ближайшие годы ожидается стремительный рост спроса на вертолетные чартеры. Эту привлекательную рыночную нишу уже начали осваивать российские авиационные компании. Хорошим примером в этом отношении является вертолетная компания МCL (MosCopterLine), которая специализируется на оказании профессиональных услуг в области вертолетных перевозок. В основном, это деловая авиация, воздушный туризм, транспортировка грузов, а также обеспечение консультационной поддержки в области приобретения вертолетной техники в частную собственность.

Кто же потребляет дорогие и уникальные услуги, предлагаемые MCL? Желания клиентов очень разные, и важно, что компания способна гибко на них реагировать. Прежде всего, это деловые полеты, когда относительно высокая стоимость перелета окупается экономией времени. Вертолеты используются как аэротакси до крупных международных аэропортов. Преимущества бизнес-авиации очевидны: индивидуальный график полета, прямой маршрут, упрощенная система регистрации багажа позволяют беречь силы и эффективно управлять временем. Отдельное место в списке услуг компании занимает облет лесных угодий и строительных объектов. Также набирают популярность туристические маршруты: облет Москвы по линии МКАД, путешествие на вертолете по городам «Золотого кольца», полеты на охоту или рыбалку. Сорочаны, Волен, Яхрома – полюбившиеся пункты назначения среди состоятельных поклонников активного отдыха и экстремальных видов спорта.
Конечно, хватает и проблем. Специфика коммерческой авиации заключается в том, что в ней существует немыслимое количество нормативно-законодательных барьеров. В частности, жесткий запрет на полеты над территорией Москвы снижает количество потенциальных клиентов компании на порядки. Количество состоятельных людей, которые с удовольствием променяли бы несколько часов московских пробок на десять минут полета, исчисляется тысячами. Но эта клиентская база пока остается недоступной для вертолетных компаний. Другое препятствие — запутанная и сложная разрешительная система. Достаточно упомянуть, что заявку на полет с указанием точного маршрута нужно подавать минимум за сутки, и сократить этот срок не поможет никакой опыт, накопленный в MCL или других компаниях.
Международная выставка бизнес-авиации JET EXPO 2006, прошедшая с 20 по 22 сентября 2006 г. в Москве, в выставочном комплексе «Крокус Экспо», стала важным событием для индустрии коммерческой гражданской авиации. MCL наряду с мировыми и отечественными компаниями-лидерами приняла участие в брифингах, конференциях и промо-мероприятиях. Интерес со стороны государства — выставка проводилась при поддержке Министерства экономического развития и торговли и Министерства промышленности и энергетики РФ – оставляет надежды на то, что в ближайшей перспективе законодательных барьеров на рынке деловой авиации и вертолетных перевозок в частности станет меньше.


Ваш отзыв