sikВсе любители авиационного дела слышали про Игоря Сикорского. Одни говорят, что он изобрёл вертолёт, другие, более образованные на эту тему – что он изобрёл схему вертолёта с одним несущим винтом, третьи же сразу вспомнят рассказ про то, каким образом вертолёты Сикорского стали известными на весь мир.

Самым интересным, естественно, является третье. Уже давно в газетах и в наши дни в Интернете есть история об энтузиасте Игоре Сикорском, который собрал свой первый вертолёт на заднем дворе. Он уже и забыл про его, но тут появились новости о том, что от сильнейшего шторма терпит бедствие баржа и спасатели уже бессильны. Тут-то Сикорский вспоминает о своей машине и, сам её пилотируя, спасает команду моряков. На следующее утро после происшедшего все газеты кишели статьями о Сикорском и его вертолёте. После этого количество заказов на вертолёты компании заметно возросли.

На самом же деле, всё было по-другому. Да, в ноябре 1945 года был шторм, моряков спасли, но не на вертолёте VS-300, так как он в то время уже был экспонатом в музее, а ещё в 1942 году компания Сикорского начала производить вертолёты S-47 для армии США.

Да, этот случай стал первым за всю историю, когда спасательные работы проводились на вертолёте. На завод Сикорского правда позвонили береговые охранники и попросили о помощи. Некогда та же охрана проводила испытания по спасению на вертолётах, но в реальной ситуации до этого о таком виде помощи и речи ещё не шло. В то время на заводе у Сикорского был сравнительно новый вертолёт R-5, в который недавно установили гидроподъёмник. Двоих моряков поочерёдно доставили на берег. Тем не менее, пилотировал аппарат не Сикорский, а его племянник и лётчик-испытатель его компании – Джим Винер.

Касаемо же так называемой «схемы Сикорского», то есть проекта вертолёта с одним несущим и одним рулевым винтом, то да, он получил патент на него в 1931 году, но он был не первым человеком, представившим подобный проект. Аналогичная схема вертолёта была представлена Борисом Юрьевым, зятем и учеником Николая Жуковского, «отца аэродинамики», в 1911 году.

Раньше за проект Юрьева никто серьёзно не взялся, а Сикорский поверил в то, что это можно использовать в производстве. Более того, в его проекте были некоторые отличия от Юрьевского. Его заслуги велики, поэтому его не зря называют «создателем вертолёта».


Ваш отзыв