Революционный переворот на рынке авиации общего назначения свершился буквально за последние годы с появлением электронной кабины пилота (glass cockpit). Перед ней не устояли ни благородные многомиллионные реактивные самолеты, ни надежные рабочие лошадки турбовинтовые, ни малютки поршневые.

Разнообразие систем
Если бы владелец одномоторной Cessna еще десять лет назад заявил о желании оснастить кабину своей любимицы суперсовременной интегрированной авионикой в стиле glass cockpit, подобной тем, что устанавливаются в кабины трансатлантических авиалайнеров, на него смотрели бы как на мечтателя, задумавшего практически неосуществимое. А сегодня такие системы становятся стандартной комплектацией самолетов, выходящих из цехов авиастроительных предприятий Америки и Европы. Интегрированные пилотажные системы класса glass cockpit, обладая полной функциональностью кабин больших воздушных лайнеров, по цене ненамного превышают традиционную приборную панель с цифро-шкальными индикаторами, но колоссально превосходят ее по комфортности, обеспечению навигационно-пространственной ориентировки пилота и безопасности полета. Неудивительно, что владельцы более старых самолетов тоже мечтают о современной кабине. И рынок предлагает всевозможное оборудование на любой вкус и кошелек, так что модернизация кабины пилота интегрированной авионикой типа glass cockpit может обойтись в ?500 000, и это не предел – верхней границы просто не существует. Но даже имея в кармане от 1000 до 10 000 евро, вы можете стать владельцем чудо-электроники, которая облегчит пилотирование и обеспечит контроль параметров полета. Более того, за несколько сот евро вам предложат небольшие электронные помощники PDA (pilot digital assistant — электронный помощник летчика), выполненные по типу КПК — карманного персонального компьютера.
Застрельщиком этого переворота в авионике стала компания Airbus, подняв в воздух в 1987 г. свой А 320. Новая технология, непомерно дорогая вначале, прорвавшись на рынок авиации общего назначения, постепенно становится все более востребованной. Сегодня ни возраст, ни размер самолета не является помехой для полного обновления пилотской кабины путем оборудования ее современной радиоэлектронной техникой и плоскими экранами. И для частных владельцев самолетов со стажем не в том вопрос, модернизировать ли кабину пилота, а в том — когда и насколько полно? На волне успеха производители выбрасывают на рынок все более мощные системы с более совершенной технологией индикации по все более доступным ценам. Так что, может быть лучше подождать или решиться на покупку сейчас? На этот вопрос сложно ответить, так же как и на похожий вопрос, в какой момент приобретать новый персональный компьютер?
Порой приходится внедрять на борту более дорогие новшества не только по своему желанию, но и изза внешних факторов. Например, российским эксплуатантам ВС пришлось раскошелиться на обязательную замену приемоответчиков режима A/C (RBS) на ответчики с режимом выборочной адресации (mode S), устанавливать согласно директивным требованиям системы предупреждения столкновения с землей (TAWS) и маяков ELT COSPASSARSAT 406 Мгц.
Все продавцы авионики едины во мнении: современные glass cockpit увеличивают коммерческую привлекательность самолета, позволяя выполнять полеты по маршруту и посадки на оборудованные полосы днем и ночью при плохой погоде и при отсутствии видимости земли, согласно правилам IFR Поэтому владельцы небольших поршневых самолетов, оценив характеристики современных навигационных систем с их впечатляющими «стеклянными» приборными досками, не хотят отставать от турбовинтовых и реактивных собратьев бизнес-авиации.
Компания Garmin, безусловно, стала пионером в разработке glass cockpit для самолетов авиации общего назначения. С невероятной быстротой навигационная система G 1000 своей модульной конструкцией и открытой архитектурой покорила сердца владельцев поршневых и легких реактивных самолетов таких, как Cessna, Diamond, Mooney, Columbia и Tiger. На больших дисплеях высокого разрешения интегрируется отображение всех основных параметров полета, состояния навигации, работы двигателя и данные от датчиков — эта важнейшая информация доступна летчику буквально с одного взгляда и служит основой для быстрого принятия решений в любой ситуации.
Но G 1000 — это законченная система, которая жестко адаптирована под американское национальное достояние — поршневой двигатель Licoming, и в которой уже невозможно что-либо изменить. К тому же, Garmin — не единственный игрок на этом поле. В качестве стандартного оборудования на новых самолетах можно увидеть интегрированную авионику и системы управления полетом от Avidyne, Chelton, Meggitt. И все же разработчики гораздо больше оборудования предлагают именно для обновления самолетов. Так, специально для модернизации самолетов АОН предназначены новые продукты от «Сандел Авионикс», например EHSI индикатор SN 4500 и EADI индикатор SA 4550, которые предоставляют разработчику набор интерфейсов практически со всеми существующими автопилотами, в том числе и российского производства. Однако и эти предложения, казалось бы более выгодные, не всегда бывают приемлемы. Дело в том, что получение STC (Supplemental Type Certificate — дополнительного сертификата типа) для соответствующего оснащения кабины настолько дорогая и трудоемкая процедура, что многие владельцы, особенно небольших самолетов, предпочитают не интегрированные, а свободно устанавливаемые компоненты. К тому же их можно легко комбинировать в соответствии со своими потребностями и использовать как дополнительные источники информации. Поэтому владельцам ВС, которые не хотят кардинальной модификации, требующей сертификации, предлагается большой выбор опций дополнительных устройств и многофункциональных дисплеев. При этом они могут быть установлены в кабине пилота либо как постоянное оборудование (облегченный вариант glass cockpit), что особенно интересно для ультралегких и экспериментальных самолетов, либо как полностью привносимое оборудование, не требующее подключения к бортовым системам.
Примером оборудования, специально предназначенного для модернизации авионики, являются продукты немецкой компании Becker Avionics, которая за более чем 50 лет, начиная с 1956 г., благодаря знаменитому немецкому качеству разработки и исполнения стала хорошо известна в Европе, а сейчас выходит на рынок России. Традиционно, для самолетов АОН «Беккер» в сотрудничестве с известным российским модернизатором авионики – компанией АВИТЕКС, предлагает множество сертифицированных средств радиосвязи и навигации. В их числе — легендарная портативная АМ УКВ радиостанции AR 4201 мощностью 7 Вт, серия радиокомпасов RA 3500, приемник сигналов курсо-глиссады NR 3320 и ответчик BXP 6401 с режимом S, предназначенный для работы в составе бортовых систем принудительного зависимого слежения ADSB – российской альтернативы обзорному локатору для просторов Сибири. В сотрудничестве с российской компанией MVS и ФГУП Морсвязьспутник, «Беккер» также предлагает для российского рынка радиомаяк PLB 406 Mгц MR 109 и систему поиска DF-517. Высококачественные аудио- и видеосистемы с цифровой обработкой сигнала, например «Беккер» DVCS 6100, предназначены для поддержания комфорта и внутренней связи в пассажирской кабине.
Система AirScout Voyager от Беккер представляет собой два индикатора — основной пилотажный дисплей и многофункциональный индикатор с цифровой картой. AirScout Voyager — это полностью укомплектованный (от авиагоризонта до функции предупреждения о препятствиях на местности) дублер современной glass cock-pit.
Отечественные достижения
Сегодня верхнюю строчку в рейтинге высокотехнологичных портативных систем, привносимых в кабину пилота, по соотношению размера аппаратного устройства, его весу, цене и эксплуатационным характеристикам занимает российское изделие, созданное компанией «ТеКнол».
ПНС-А — автономное пилотажно-навигационное средство, разработано на базе малогабаритной интегрированной навигационной системы «КомпаНав-2» (ее разработчик — тот же «ТеКнол»). В состав программно-аппаратного комплекса ПНС-А входят также приемник GPS, накопитель полетной информации и планшетный компьютер Panasonic CF-18. Все элементы коммутируются между собой, а синтезированная информация отображается на ярком дисплее размером 10,4 дюйма.
В системе реализовано изображение 3-х мерного рельефа подстилающей поверхности, над которой в реальном времени проходит метка ВС по траектории полета. Помимо подвижной карты, на экран выводится удобочитаемая информация, дублирующая функции таких приборов, как авиагоризонт, дорогостоящий радиовысотомер, вариометр, указатель курса, указатель скорости, индикатор нормальной перегрузки. На этапе планирования полета пилот просто отмечает на карте, отображаемой на экране компьютера, пункты прокладываемого маршрута. Для конкретного типа ВС вводятся эксплутационные ограничения. В полете ПНС-А самостоятельно строит пространственную траекторию движения, а также схемы заходов на посадку с учетом рельефа и направления ветра.
Изображение на дисплее трехмерного рельефа подстилающей поверхности позволяет осуществлять пилотирование без визуальных ориентиров. Функция предупреждения о столкновении с поверхностью и препятствиями реализована в виде линии безопасной высоты (индицируется на экране красным цветом), определяемой автоматически с учетом рельефа и скорости полета. В ПНС-А можно ввести не только цифровую карту рельефа местности, но даже сканированное изображение бумажной карты района полетов. Потом с помощью несложной процедуры проводят привязку ее по географическим координатам.
Поскольку ПНС-А является привносимым оборудованием, компьютер можно снять с борта для проведения подготовки к полету. А после посадки воздушного судна провести послеполетный разбор, проанализировав результаты выполнения задания по записям, сохраненным в блоке памяти. Также можно использовать ПНС-А и в качестве мини-тренажера. Для этого к нему подключаются джойстики-манипуляторы и педали. Пилоту предоставляется возможность в учебном классе совершить «виртуальный полет», пройдя маршрут или наиболее сложные его этапы в режиме реального времени. При этом он заранее, на земле, а не в воздухе закрепляет навыки работы с интерфейсом данной системы.
В настоящее время прошли апробацию схемы установки ПНС-А на различные типы воздушных судов: самолеты L-410, Як-18Т, «Сигма», Л-42 «Чайка», вертолеты Ми-8, Ми-2, Ми-26, Robinson R-44. В 2006 г. Ространснадзором утверждены технические условия на установку ПНС-А в кабину вертолетов типа Ми-8. Базовая стоимость стандартного комплекта такого оборудования составляет около ?40 тыс. Отечественные заказчики охотно покупают ПНС-А (все-таки полная русскоязычная адаптация) и успешно эксплуатируют его в своей летной деятельности. И все же, при всех достоинствах привносимого оборудования, «родным домом» пилота была и остается хорошо продуманная сертифицированная стационарная стеклянная кабина. Поэтому, ООО «ТеКнол» и упомянутая выше компания Becker Avionics начинают совместную разработку интегрированной системы Glass Cockpit ориентировочной стоимостью ?70–90 тыс. предназначенную для новых российских вертолетов и самолетов АОН, в частности производимых компанией «Техноавиа». В качестве основного источника пилотажно-навигационной информации будет использована производимая ООО «ТеКнол» первая отечественная малогабаритная интегрированная инерциальная система (МИНС) на микромеханических датчиках КомпаНав-2.


Ваш отзыв