В России в двух тысячно одиннадцатом году появится новый гражданский вертолет, который имеет высокую скорость при своем полете. Как считают его разработчики, новая машина, получившая предварительное обозначение Ми-Х1, может даже составить конкуренцию авиалайнерам в этом регионе, в особенности, в сложнодоступных местах со слабо развитой сетью аэродромов. За все время своего существования завод выпустил пятнадцать типов вертолетов и более двести пятидесяти их модификаций, всего было произведено более тридцати тысяч машин.
Увеличение характеристик скорости на вертолетах – весьма нестандартная задача даже по меркам сегодняшнего дня. Завод состоит в холдинге «Вертолеты России» и считается одним из самых крупных во всем мире производителей военных и гражданских вертолетов. Приблизительно восемьдесят процентов всей продукции завода поступает на экспорт, и лишь двадцать процентов покупают заказчики из России.
На самом деле, для большинства производящихся по сериям моделей скорость не выходит за границы триста – триста пятидесяти километров в час, и только отдельные аппараты летают немного быстрее: абсолютный рекорд по скорости, установленный одиннадцатого августа тысяча девятьсот восемьдесят шестого года вертолетом Англии Westland Lynx, составляет всего четыреста целых восемьдесят семь сотых километра в час.
Попытки создать такую машину, которая бы имела скорость, сравнимую со скоростью самолета, предпринимаются уже очень давно и без какого-либо успеха. Произведенный в конце тысяча девятьсот семидесятых годов в Америке вертолет с огневой поддержкой Lockheed AH-56A Cheyenne получился весьма дорогим и не очень надежным, как, впрочем, и камовский Ка-22.
Стремление получить от этого вертолета еще большей скорости упирается в относительно невысокий КПД его несущей системы – ротора. Несущий винт на вертолете выполняет две самые главные функции: служит органом управления при полете и создает силу для подъема.
При перекосе несущего винта некоторая часть мощности тратится весьма некачественно. Еще ко всему прочему, у нормальных вертолетов с одним винтом есть свой недостаток: винт на руле забирает часть мощности, при этом не создавая никакой силы при подъеме.
Летательный аппарат нового типа служит для перевозки тридцати пассажиров или же двух тысяч пятисот килограммов груза на расстояние до тысячи километров со скоростью крейсера свыше четыреста километров в час.