К началу 80-х гг. основу парка средних транспортных вертолетов Аэрофлота, ВВС и армейской авиации Советского Союза составляли различные модификации Ми-8. Эти машины получили широчайшее распространение во всех областях народного хозяйства и Вооруженных Сил, однако при решении ряда задач их грузоподъемность (4 т) оказывалась чрезмерной, что иногда делало использование Ми-8 недостаточно рентабельным. Неэффективными здесь оказывались и более легкие машины Ми-2 и Ка-26 (грузоподъемностью около 1 т). Ранее основной объем перевозок грузов 1,5-2 т ложился на поршневые вертолеты Ми-4, однако снятие их с производства в конце 60-х гг со временем образовало незаполненную нишу в парке винтокрылой техники. В связи с этим в 1983 г. ОКБ им. Н.И.Камова выступило с инициативной разработкой среднего многоцелевого транспортного вертолета, который заменил бы в подразделениях Вооруженных Сил и гражданской авиации «ветерана» Ми-4 и занял промежуточное положение между Ми-2 и Ка-26, с одной стороны, и Ми-8 и перспективным Ми-38, с другой. Такой вертолет получил название В-60 и предназначался для перевозки различных грузов массой 2-3 т, транспортировки десантников, раненых, для воздушной разведки, целеуказания и проведения поисково-спасательных операций. Предполагалось, что новая машина будет применяться совместно с боевыми вертолетами типа В-80 или Ми-28. В 1984 г. проект В-60 получил правительственную поддержку, и в ОКБ началась детальная проработка облика будущей машины. Одним из основных вариантов В-60 рассматривался вертолет разведки и целеуказания на поле боя, оснащенный высокоэффективным круглосуточным оптико-электронным обзорно-прицельным комплексом (в настоящее время такой комплекс нашел применение на вертолете Ка-52). В 1988 г. проработали и палубный вариант В-60.

Эскизный проект многоцелевого армейского вертолета, получившего новое название Ка-60, был подготовлен в 1990 г. В том же году состоялось заседание макетной комиссии. В отличие от других вертолетов марки «Ка», машина построена по одновинтовой схеме с рулевым винтом в кольцевом канале киля (винт типа «фенестрон»). Обтекаемый фюзеляж с вместительной кабиной и убирающееся шасси обеспечивают высокую крейсерскую скорость полета, а в сочетании с современной двухдвигательной силовой установкой — хорошие показатели экономичности. Вертолет предназначен для оперативной доставки десантников, оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых и пострадавших, обучения летчиков и т.п. Постройка опытного образца Ка-60 завершилась в 1997 г., первый полет его должен состояться в 1998 г. На базе армейского Ка-60 фирма «Камов» с 1992 г. разрабатывает многоцелевой транспортно-пассажирский вертолет гражданского назначения Ка-62, макет которого был построен в 1994 г.

Летные испытания Ка-62 могут начаться в 1999 г. Параллельно с 1995 г. совместно с итальянской фирмой «Агуста» начались работы по созданию экспортного варианта Ка-62, названного Ка-64 и отличающегося применением зарубежной силовой установки, оборудования, отвечающего нормам JAR-29, а также другого рулевого винта. Эскизное проектирование Ка-64 было в целом завершено в 1996 г., однако затем из-за недостатка финансирования работы временно приостановили.


Ваш отзыв

Рубрика: Kamov