Итальянская фирма «Конструкционе Аэронаутиче Джиованни Агуста», производящая по лицензии американские вертолеты Bell 47 и 206 и Sikorsky S-61, начала в конце 1960-х годов разрабатывать свой собственный вертолет для гражданского и военного применения. Вертолет с одним летчиком должен был перевозить 7 пассажиров с багажом с крейсерской скоростью 265км/ч на расстояние 600км.

Вертолет должен легко трансформироваться в санитарный для перевозки двух больных на носилках с сопровождающими их врачом и санитаром. Предусматривалось создание военных вертолетов для армии и флота. Первый полет первого из четырех опытных вертолетов А.109А состоялся 4 августа 1971 года, однако вскоре он был поврежден из-за земного резонанса и испытания были продолжены в 1972 году со вторым опытным вертолетом, третий опытный вертолет был для военного применения, а четвертый — для гражданского. Один из опытных вертолетов разбился в ноябре 1975 года. В июне 1975 года произведена сертификация гражданских вертолетов А.109А в Италии и США. Поставки вертолетов А.109А начаты в 1976 году, построено более 550 вертолетов А.109 для гражданского и военного применения следующих модификаций: А.109А — базовая модификация, было построено 220 вертолетов; А.109А Мк.2 — развитие вертолета А.109А, с большими по размерам фюзеляжем и кабиной; поставки вертолетов А.109А Мк.2 начались в сентябре 1981 года, и к началу 1989 года было поставлено более 220 вертолетов; А.109С — усовершенствованный вариант вертолета с увеличенной взлетной массой до 2700кг; снабжен несущим винтом с лопастями из КМ, увеличена мощность, пропускаемая трансмиссией; сертифицирован в 1989 году; построено 80 вертолетов; А.109СМ — военный вертолет А.109С с увеличенной мощностью двигателей и неубирающимся трехопорным шасси, на боковых пилонах может устанавливаться различное вооружение; А.109ВА — разведывательный вариант для армии Бельгии, заказавшей 18 вертолетов; А.109НО и НА — противотанковые варианты для армии Бельгии, заказавшей 28 вертолетов; А.109ЕОА — легкий разведывательный и боевой вертолет, может использоваться для наведения и управления, радиоперехвата и радиоэлектронной борьбы, а также во флоте в качестве легкого противолодочного вертолета и для полицейской службы; А.109К — вертолет с более мощными двигателями; имеет лучшие высотные характеристики и приспособлен для эксплуатации в условиях жаркого климата; поставлено 30 вертолетов; А.109КМ — военный вариант вертолета А109К, может использоваться как противотанковый, разведывательный, для управления и связи; А109КN — палубный вариант вертолета для загоризонтного целеуказания и борьбы с кораблями; А.109К2 — поисково-спасательный вариант для вооруженных сил Швейцарии, заказавших 15 вертолетов; снабжен спасательной лебедкой грузоподъемностью 200кг; А.109МАХ — санитарный вертолет скорой медицинской помощи; А.119 «Koala» — развитие вертолета А.109, с двумя ГТД Pratt & Whitney Canada РТ6В-37 взлетной мощностью 747кВт, усовершенствованным оборудованием и лыжным шасси; совершил первый полет в 1995 году; сертифицирован в 1996 году. КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, из алюминиевых сплавов; состоит из четырех отсеков: носовая часть с оборудованием, двухместная кабина экипажа, шестиместная пассажирская кабина и хвостовая балка монококовой конструкции. Обшивка фюзеляжа и хвостовой балки выполнена с сотовым заполнителем. Шесть пассажиров располагаются на креслах/ установленных по три в ряд с интервалом 0.81м. Расположенное слева второе кресло в кабине экипажа предусмотрено для второго летчика или седьмого пассажира. Пассажирская кабина имеет двери с каждой стороны размером 1.66 х 1.15 м. Багажный отсек расположен в задней части пассажирской кабины. Кабина снабжена стандартной системой обогрева и вентиляции. В санитарном варианте в кабине устанавливаются двое носилок в два яруса крестообразно (при замене обычных дверей выпуклыми), кресла для двух сопровождающих и медицинское оборудование. В спасательном варианте могут быть установлены сдвижные двери. Несущий винт четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей; лопасти прямоугольной формы в плане, со стреловидными законцовками, хорда лопасти 0.33м, площадь 1.84м2. Профиль несимметричный, с отогнутым носком, относительная толщина профиля у комля 11.3%, в концевой части 6%. Лопасть имеет цельнометаллическую однолонжеронную конструкцию с сотовым заполнителем и обшивкой из алюминиевого сплава. Рулевой винт полужесткий, с горизонтальными шарнирами. Диаметр рулевого винта 2.03м, хорда лопасти 0.2м. Лопасти прямоугольной формы в плане, из алюминиевого сплава с сотовым заполнителем. Оперение состоит из управляемого стабилизатора трапециевидной формы в плане размахом 2.88м, стреловидного киля, служащего пилоном рулевого винта, и подфюзеляжного киля. Силовая установка. Два турбовальных ГТД установлены в горизонтальном положении позади вала несущего винта, разделены противопожарной перегородкой и закрыты обтекателем. Сухая масса двигателя 71.6кг. Воздухозаборники боковые. Трансмиссия состоит из редукторов двигателей, главного и промежуточного редукторов, расположенных в обтекателе над пассажирской кабиной, редуктора рулевого винта и соединительных валов. Трансмиссия рассчитана на передачу мощности 552кВт. Передаточное отношение от двигателя к несущему винту 15.62 :1 и к рулевому винту 2.88 :1. Топливная система. Два топливных бака емкостью 560л расположены под полом пассажирской кабины. Заправочные горловины расположены с обеих сторон фюзеляжа. Предусмотрены дополнительные внутренний бак емкостью 170л и подвесные баки. Запас масла 7.7л для каждого двигателя и 12л для трансмиссии. Шасси убирающееся, трехопорное с носовым самоориентирующимся колесом. Главные опоры убираются вверх и внутрь в отсеки по бокам кабины; носовая убирается вперед, в носовую часть фюзеляжа. Выпуск и уборка шасси производятся гидравлическим приводом. Главные колеса снабжены гидравлическими тормозами, а носовое имеет запирающий механизм. Пневматики бескамерного типа, давление 0.57МПа. Колея шасси 2.45м, база 3.535м. Система управления бустерная, дублированная, две независимые гидравлические системы, приводимые от трансмиссии с давлением 10.8МПа, обеспечивают работу гидроусилителей системы управления. Основная гидравлическая система используется для выпуска и уборки шасси, торможения колес шасси и несущего винта. Электросистема стандартного типа. Система цепи постоянного тока напряжением 30В включает два стартер-генератора (150А) и никель-кадмиевую аккумуляторную батарею (24В, 13 А*ч). Переменный ток (115В, 400Гц) используется для питания приборов навигационного оборудования и обеспечивается преобразователем (250 В*А).Пилотажно-навигационное оборудование стандартное. По требованию заказчика устанавливается оборудование для полетов по приборам, КВ-передатчик с AM и автоматический радиокомпас, радиовысотомер, автопилот и оборудование для второго летчика. В разведывательно-боевом варианте A.109EOA предусматривается установка различных видов оружия: пулеметы калибром 7.62мм и 12.7мм в кабине или контейнерах, две пусковые установки НАР калибром 70мм или 50мм, 4 ПТУР «Тоу», возможна установка УР «Стингер».


Ваш отзыв