Вертолеты сегодня
Общая ситуация в области использования вертолетов гражданского назначения выглядит довольно безрадостной, а перспективы роста в этом году весьма призрачны. Хотя большинство эксплуатантов и вертолетостроительных фирм сумели выжить в условиях кризиса, наступившего после терактов 11 сентября 2001 г., за последние полтора года возникли новые трудности, и преодолеть их оказалось довольно сложно во всех сегментах рынка.
В США в число новых проблем входят «неожиданно возникшие» ограничения зон воздушного пространства, где разрешены полеты, а также повышенные меры безопасности. К этому необходимо добавить войну с Ираком, в результате которой могут резко подняться цены на топливо и возникнуть его нехватка. (Данная статья опубликована в февральском номере AW&ST.) Все это создает угрозу расширению использования вертолетной техники, считает Рой Рисэвидж, президент Международной вертолетной ассоциации (HAI), ежегодный съезд которой HELI-EXPO 2003 прошел с 10 по 12 февраля в Далласе.
В целом все направления невоенного применения вертолетов испытывают определенные сложности. Многие мелкие эксплуатанты, столкнувшись с повышением фиксированных платежей, в частности из-за увеличения страховых ставок, предпочли прекратить свою деятельность или объединиться с другими фирмами. В дополнение к этому в отрасли по-прежнему сохраняются избыточные мощности как на уровне производителей вертолетной техники, так и на уровне эксплуатантов. Поэтому для дальнейшей консолидации имеются все возможности.
Есть, однако, и обнадеживающие признаки. Похоже, что к концу этого года начнется стабильный рост оффшорных перевозок, связанных с обслуживанием нефтяных платформ в Мексиканском заливе. Силовые ведомства, например таможенная служба и береговая охрана США, несомненно, получат возможность закупать больше вертолетов благодаря дополнительному финансированию со стороны администрации президента Буша в рамках программы повышения национальной безопасности. По словам Рисэвиджа, в этом году конгресс вряд ли выделит деньги, но уже в 2004 г. дополнительные ассигнования могут привести к всплеску закупок новых вертолетов.
В области корпоративных перевозок «дела идут неплохо, хотя наблюдается определенная осторожность в закупках нового оборудования». В основном, по мнению Рисэвиджа, это обусловлено негативными последствиями серии скандалов, связанных с крупными корпорациями, в частности с Enron и WorldCom. Туристические перевозки в США так или иначе выживают, но «их объемы работы во многом зависят от места расположения туроператора».
Двумя очень больными для HAI вопросами являются отказ TSA разрешить полеты вертолетов из вашингтонского Национального аэропорта им. Рональда Рейгана и закрытие с 11 сентября 2001 г. вертолетного порта «Южный Капитолий». Несмотря на то что руководству TSA представлены планы организации полетов, учитывающие вопросы повышения безопасности, оба порта остаются закрытыми для авиации общего назначения. Национальная ассоциация деловой авиации США, представляющая интересы летных служб корпораций США, также борется за открытие Национального аэропорта, но пока безрезультатно.
Еще одной сложной проблемой, с которой столкнулись эксплуатанты, стало повышение стоимости страховки. Страховые взносы начали расти еще до терактов, а в настоящее время для некоторых эксплуатантов их рост приближается к 200%, причем последние не могут позволить себе такое повышение тарифов, которое полностью компенсировало бы эти выплаты.
Руководители HAI обеспокоены также растущей потенциальной угрозой нехватки пилотов и механиков для вертолетов. Ведь к 2005-2010 гг. начнут выходить на пенсию многие пилоты времен войны во Вьетнаме. По данным HAI, летно-технические школы не смогут обеспечить выпуск достаточного для будущих потребностей количества выпускников. Кроме того, многие из выпускников не остаются в авиации, а уходят работать в другие отрасли.
Несмотря на все эти трудности, вертолето- и двигателестроение продолжает развиваться. Появляются новые модели и модификации. Мик Маурер, вице-президент по вопросам маркетинга и стратегического планирования фирмы Sikorsky Aircraft Corp., сообщил, что в 2002 г. продано 12 вертолетов S-76C+ (в 2001 г. — восемь), а в нынешнем году предполагается продать 15 таких машин. По его мнению, увеличение числа продаж связано в первую очередь с потребностями нефтедобывающей промышленности и служб неотложной медицинской помощи.
Новые двигатели Arriel 2S2 фирмы Turbomeca, появление которых совпадает с вводом в эксплуатацию вертолета S-76 нового поколения, начнут устанавливать на нем с 2005 г. Однако, по словам Маурера, на модернизированном вертолете не будет новой пилотской кабины, рулевого винта новой конструкции и противообледенительной системы. Их разработка еще продолжается. Двигатель 2S2 будет оснащен двухканальным электронным блоком управления; его мощность на 6% выше, чем у модели 2S1. Установка двигателя 2S2 на вертолет S-76C+ будет выполнена в Пау-Узин (Франция), где расположен филиал фирмы Turbomeca, специализирующийся на летных испытаниях.
Президент и исполнительный директор Turbomeca Эмерик д’Аркимоль сообщил, что в этом году фирма сконцентрирует усилия на развитии сети послепродажного обслуживания и разработке новых двигателей. 20 января в г. Мирабель, Квебек, открылся пункт обслуживания двигателей Arriel. Аналогичные пункты уже открыты в Бразилии и Южной Африке. Планируется их организация в Чили и на Западе США.
Кроме того, Turbomeca предлагает новый турбовальный двигатель Ardiden, который должен заменить TM333 на двухдвигательных вертолетах средней грузоподъемности. Ardiden 1H выбран Индией в качестве двигателя для ее перспективного легкого вертолета; начало испытаний двигателя запланировано на 2005 г. Ardiden А рассматривается как двигатель для вертолета ЕС155НР концерна Eurocopter. Ardiden 2К, возможно, будет устанавливаться на вертолет АВ139, а также на китайские, российские и южно-корейские вертолеты. Двигатель оснащен двухступенчатым центробежным компрессором, двумя силовыми турбинами, турбиной высокого давления без принудительного охлаждения лопаток, а также значительно упрощенной системой управления. В результате себестоимость двигателя снизилась примерно на 50%, но зато вес силовой установки возрос почти на 10 кг.
Поставки нового вертолета S-92 фирмы Sikorsky, сертифицированного FAA в декабре прошлого года, не планируются до марта 2004 г. Маурер объяснил это тем, что продолжается сертификация противообледенительной системы несущего и рулевого винтов, которую предполагается закончить только в будущем году. Кроме того, этот двухдвигательный вертолет станет первым, соответствующим новым требованиям к безопасности полетов, включенным поправкой 45 в FAR 29 для эксплуатируемых авиакомпаниями вертолетов транспортной категории. В соответствии с этими требованиями в новых конструкциях должны быть обеспечены устойчивость к усталостным трещинам, возможность безопасного завершения полета и посадки после столкновения с птицами, а также защита от разлета осколков в случае разрушения турбины двигателя.
Руководство Eurocopter считает, что спрос на выпускаемые им вертолеты гражданского назначения достаточно стабилен, а «глобальность» сферы влияния объединения только усилилась благодаря приобретению фирмы Australian Aerospace, организации филиалов в Чили, Румынии и Малайзии и совместных предприятий в Китае. Председатель совета директоров и исполнительный директор объединения Жан-Франсуа Бига заявил, что доля Eurocopter на рынке вертолетов гражданского назначения в настоящее время составляет 60%. В 2001 г. она равнялась 51%. В число последних поставок в США входят, в частности, вертолеты AS350, закупленные для пограничного контроля и обслуживания окружных полицейских управлений. Eurocopter является крупнейшим держателем акций в программе европейского вертолета NH-90, которая осуществляется под руководством французской фирмы NH Industries. В программе участвуют также Италия и Голландия.
Хотя по многим моделям вертолетов концерна Eurocopter прогнозировавшиеся на прошлый год объемы продаж были достигнуты, его руководство признало, что на базовую модель ЕС120В получено всего 38 заказов, что значительно меньше, чем ожидалось.
Отделение Eurocopter в США (Eurocopter U.S.), расположенное в г. Гранд-Прэйри, шт. Техас, намерено значительно увеличить свою долю на рынке Северной Америки. В г. Колумбусе, шт. Миссисипи, будет построен завод по производству частей отдельных агрегатов.
Марк Паганини, президент и исполнительный директор Eurocopter U.S., заявил о том, что фирма намерена увеличить свою долю по отношению к Bell и Sikorsky путем внедрения новых типов и модификаций вертолетов, в числе которых ЕС120, ЕС130, ЕС135, ЕС145 и ЕС155. В эксплуатации в разных регионах мира находится 40 вертолетов ЕС155, три из которых обслуживают корпорации непосредственно в США. Усилия Eurocopter U.S. сосредоточены на ускоренной доставке запасных частей, а также на упрощении технического обслуживания и снижении прямых эксплуатационных расходов.
В прошлом году доходы объединения Eurocopter возросли на 12% и достигли 2,73 млрд евро; при этом доходы от экспорта составили 60%, а от поставок военной техники 42%. Концерн поставил 367 гражданских и военных вертолетов и получил заказы на 301 новый вертолет. В числе последних заказанных моделей 22 боевых вертолета Tiger для Австралии, 14 NH-90 для Норвегии и 10 EC725 Mk. 2 Super Puma/Cougar для сил специального назначения Франции.
Несмотря на прошлогодний успех, у Eurocopter накопились и свои сложности. Например, объединение по-прежнему пытается заключить долгосрочное соглашение с российской фирмой «Миль» с целью поставок вертолета Ми-38 на мировой рынок. По словам Бига, образованию франко-российского совместного предприятия «Евромиль» препятствуют нерешенные юридические проблемы, в частности вопросы разделения прав собственности. «Мы стремились к тому, чтобы решить эти вопросы и не позднее 31 декабря 2001 г. определиться, будем ли мы заключать это соглашение или останемся только субподрядчиками. Но мы не смогли уложиться в этот срок», — сообщил он.
Главный соперник Eurocopter, американская фирма Bell Helicopter Textron, считает мировой рынок гражданских вертолетов «весьма привлекательным». Председатель совета директоров и исполнительный директор Bell Джон Мерфи отметил, что в будущем Bell станет более оперативно реагировать на нужды заказчиков, связанные с послепродажным обслуживанием и снижением прямых эксплуатационных расходов. По его словам, 2002 г. был «очень трудным годом» для отрасли и большая его часть была посвящена «повышению производительности труда и развитию деятельности фирмы». С этой целью предприняты меры по сокращению накладных расходов и другие инициативы, связанные с экономией средств.
Мерфи надеется, что нынешний год станет более успешным для Bell, рассчитывающей на укрепление рынка прибрежных перевозок и увеличение числа продаж вертолетов для силовых ведомств и служб неотложной медицинской помощи.
В текущем году усилия Bell будут сосредоточены на разработке новых моделей. Основной объем работ планируется в категории однодвигательных вертолетов — в частности, разработка вертолета, который «в течение ближайших 10-12 лет» заменит Bell 407. Помимо этого, Bell финансирует НИОКР, направленные на снижение шума от винтов, в том числе рулевых.
Спектр продукции Bell будет включать как обычные вертолеты, так и конвертопланы. Мерфи считает, что АВ139 «хорошо дополнит Bell 412 и винтокрылый Bell/Agusta ВА609 на рынке вертолетов большой грузоподъемности».
Опытный образец ВА609 проходит наземные испытания на базе фирмы в г. Арлингтоне, шт. Техас, и ориентировочно в конце марта должен был выполнить первый полет в режиме висения. Как сообщило руководство фирмы, объем испытаний приближается к 50-часовой отметке, после чего перед первым полетом последует перерыв, во время которого будет модифицирован ряд систем. В I квартале этого года утверждены планы постройки второго, третьего и четвертого экземпляров. Руководство Bell Agusta Aerospace Co. рассчитывает провести программу испытаний гражданского конвертоплана за три года и в 2007 г. получить сертификат FAA. На первом экземпляре будут обследованы допустимые режимы полета, на втором, третьем и четвертом — отработаны и сертифицированы системы, включая противообледенительную, и БРЭО. На этих экземплярах будут выполнены также сертификационные полеты по оценке функционирования и надежности. По данным фирмы, на ВА609 получено более 85 заказов от 40 заказчиков из 18 стран.