В 1994 г. Международная организация ИКАО, членом которой является и Россия, приняла стандарты, позволяющие повысить эффективность мер по организации поиска и спасания терпящих бедствие воздушных судов (ВС) и касающиеся обязательного оснащения аварийными передатчиками ELT (Emergency Locator Transmitters) ВС, выполняющих полеты над специально обозначенными районами суши или продолжительные полеты над водным пространством. В 1999 г. ИКАО ввела в стандарты дополнительное требование — оснастить ВС аварийными радиомаяками (АРМ) системы КОСПАС-САРСАТ до 1 января 2005г.

Ко времени наступления 2005 г. выявилось значительное отставание многих эксплуатантов в дооборудовании ВС системами ELT по ряду объективных причин. ИКАО рассмотрела предложения по переносу даты завершения оснащения эксплуатируемых ВС этими системами, по крайней мере, на 2 года вперед. В конечном итоге, в 2007 г. стандарты ИКАО в очередной раз были детализированы и объединены общим требованием — «оснастить эксплуатируемые воздушные суда системами ELT до 1 июля 2008 г.».
В 2007 г. Минтранс РФ в очередной раз по данной теме издал Приказ (№29 от 15.03.2007 г.) «Об оснащении воздушных судов гражданской авиации аварийными радиомаяками системы КОСПАССАРСАТ». На его основании, в соответствии со статьей 88 Воздушного кодекса РФ, запрещается эксплуатация ВС (кроме сверхлегких летательных аппаратов), не оснащенных АРМ, работающими одновременно на частотах 121,5 МГц и 406 МГц, и запрещена эксплуатация радиомаяков, не зарегистрированных в базе данных Международного координационно-вычислительного центра КОСПАС-САРСАТ.
Приказом определено количество АРМ на ВС в зависимости от его максимальной взлетной массы. Легкие самолеты (5700 кг и менее) должны быть оснащены одним АРМ. Причем, если сертификаты летной годности ВС выданы до 1 января 2008 г., то на борт можно ставить радиомаяк автоматического или ручного типа, а если позже, то АРМ только автоматический. Понятно, что на ВС, терпящих бедствие, не всегда есть возможность прибегнуть к ручному включению аварийного маяка. В то время как автоматический АРМ активизируется от датчика удара или G-switch (включатель, срабатывающий при перегрузке свыше сотен единиц g).
К вертолетам применяется отдельное требование — они оборудуются одним автоматическим АРМ, а при выполнении полетов над водным пространством дополнительно оснащаются ручным радиобуем на спасательный плот.
По данным Ространснадзора, в начале 2008 г. в России эксплуатировалось 1499 ВС, оборудованных АРМ-406. Сегодня единственным отечественным производителем радиомаяков типа ELT является ФГУП «Научно-исследовательский институт космического приборостроения». Выпускаемое им оборудование сертифицировано Авиарегистром МАК — автоматический радиомаяк АРМ-406П и модель с ручным включением АРМ-406АС1. Эти маяки и устанавливают на серийные ВС.
Но если летательный аппарат относится к категории ЕЭВС АОН, то на него разрешена установка ELT-маяков и зарубежного производства. Здесь выбор продукции существенно шире. Однако, импортное изделие должно входить в перечень оборудования, имеющего одобрение со стороны КОСПАС-САРСАТ. Такие АРМ подлежат регистрации в базе данных Международного координационно-вычислительного центра (в России — в уполномоченной организации «Морсвязьспутник»). Таким образом, если вы выполнили требования авиационных властей по регистрации аварийного радиомаяка и оснастили им ВС, то путь к законной эксплуатации вам открыт.
Еще один момент, который надо знать авиаторам — это прекращение с 1 февраля 2009 г. в КОСПАССАРСАТ спутниковой обработки сигналов на частотах 121,5/243 МГц и работа только на частоте 406 МГц. Решение о переходе на АРМ/ELT406 опять же принималось по совместному предложению ИКАО и Международной морской организации. Дело в том, что сигналы, передаваемые на частоте 406 МГц, позволяют более точно и своевременно определить местоположение их источника и поддерживают протоколы цифрового кодирования сообщений. В них содержится такая информация, как код страны регистрации маяка, идентификатор объекта, терпящего бедствие, географические координаты и др.
Маячки для легкомоторного воздушного флота
В настоящее время в мире насчитывается около двадцати фирм-производителей радиомаяков ELT, прошедших процедуру одобрения в КОСПАС-САРСАТ, но не все они выпускают модели, предназначенные специально для легких ВС.
Одним из лидеров в разработке и создании аварийных радиомаяков является французская компания KANNAD, сумевшая еще в 1987 г. предложить на рынок самый маленький и легкий ELT. Не случайно известные производители авиационной техники — Eurocopter, Airbus, Cessna, Bombardier, Pilatus, Socata, Robinson — выбрали для установки на свои ВС радиомаяки KANNAD.
Ассортимент продукции охватывает весьма широкий спектр применения, в том числе и гидроавиацию. Ресурс батарей электропитания составляет 6 лет — самый долговременный срок эксплуатации из приборов подобного класса.
Среди маяков типа ELT в модельном ряду новейшим является KANNAD-406 AF Compact, который целенаправленно разрабатывался для авиации общего назначения. Это надежный, компактный и очень легкий радиомаяк — вес комплекта вместе с антенной 1,2 кг. Он отвечает самым современным требованиям, получил официальное одобрение авиационных властей EASA в Европе и FAA в США и допущен для установки на вертолеты Robinson R44, R22, а также на легкие самолеты АОН.
Другая интересная ELT-модель для малой авиации — портативный радиомаяк KANNAD-406 SURVIVAL. Вес оборудования, включая батарею, съемную антенну и поплавок — 1,3 кг. Этот маяк можно устанавливать не только в кабине самолета/вертолета, но и включить его в состав комплекта спасательного плота, поскольку он срабатывает автоматически при контакте с водой. Оборудование может закрепляться на кронштейне или находиться в специальной переносной сумке.
Еще одной новинкой KANNAD является двухчастотный персональный радиомаяк типа PLB (Personal Locator Beacons) — 406 XS3 GPS. Это универсальное миниустройство имеет встроенный GPS-навигатор и позволяет не только с высокой точностью определять координаты своего местоположения, но и передавать их в аварийном сообщении. Естественно, этот PLB при таких массо-габаритных характеристиках (вес — 295 г.; размеры — 132 x 88 x 45 мм) — незаменимое средство для пилотов-воздухоплавателей, дельта- и парапланеристов, а также для путешественников, туристов, спортсменов, рыбаков, автолюбителей и т.п.
Статистика, ежегодно публикуемая Секретариатом КОСПАССАРСАТ, позволяет назвать эту систему самой гуманной космической системой в мире. За четверть века существования КОСПАС-САРСАТ было спасено более 20,5 тысяч человеческих жизней в различных уголках Земного шара. И все это благодаря спутниковым аварийным радиопередатчикам, в том числе и авиационным АРМ/ELT.


Ваш отзыв