15715Вертолет Ка 25 – является первым среди противолодочных геликоптеров, место приписки которых стали корабли флота Советского Союза. Серийный выпуск этих винтокрылых машин осуществлялся с 1965 по 1975 год включительно. За это время было собрано почти 460 Ка-25 в 18 модификациях.

Во второй половине 1950-х годов в ВМФ СССР возникла необходимость наличия геликоптера корабельного базирования. Перед летательным аппаратом ставились задачи по осуществлению противолодочной защиты, корректировке целей, разведки, траления мин, спасательных и иных работ. Еще одним ограничивающим фактором стали габариты вертолета. Они должны были быть относительно небольшими, а лопасти несущего винта – складными. Для геликоптера отводилась взлетная площадка с размерами 9×10 метров. При этом он должен был отрываться от палубы при движении корабля, при качке по дифференту — до 3°, наклоне палубы по крену до 10°.

Заказ на конструирование нового вертолета отдали ОКБ Н. И. Камова. Выбор не случаен. Это конструкторское бюро накопило опыт в сфере корабельного авиастроения. Постановление ЦК КПСС и Сов. мин. СССР о создании вертолета Ка-25 было выпущено 20-го февраля 1958 года.
Его разработка велась в кратчайшие сроки. Уже 20 мая (по некоторым источникам — 20 июля) 1961 года, новая винтокрылая машина впервые оторвалась от земли. За штурвалом находился летчик-испытатель Д. К. Ефремов. В том же году вертолет оказался среди участников воздушного парада в Тушино. Массовый выпуск был налажен в 1965 году на производственных мощностях авиазавода № 99 в Улан-Удэ. С серийного выпуска Ка-25 сняли в 1975 году. Летчики-испытатели не раз высказывали нарекания по поводу модели, однако они исправлены не были. Небольшая масса и компактные размеры, вместе с малой полетной нагрузкой не давали в полной мере задействовать вертолет для вооружения новейшими комплексами вооружения. Модель была экспортной. Ее продавали в Индию, Сирию, Югославию, Болгарию и Вьетнам. В ВМФ поставки стали осуществлять в первый же год выпуска.

В конце 60-х годов прошлого столетия на воду были спущены противолодочные крейсеры «Ленинград» и «Москва». На их палубе могли разместить до 20 Ка-25. Также эта модель применялась и на других противолодочных крейсерах.

В период с июня по ноябрь 1974 года 6 Ка-25БШЗ, базирующиеся на противолодочном корабле «Ленинград», использовались в операции разминирования Суэцкого залива, как часть международных сил.
В 1970-1980-х годах модификация Ка-25ПЛ массово использовалась с кораблей группового базирования, для отслеживания ракетных подводных лодок НАТО в области их вероятного патрулирования.

Также вертолет использовался и при масштабных флотских учениях, «Вымпел», «Океан», «Накат» и прочих. До середины 1990-х годов Ка-25 находился на вооружении уже ВМФ РФ. На данный момент вертолет уже выведен из состава флота в резерв. Один из геликоптеров передан музею в Монино. Еще один демонстрируется в музее Индии.


Комментарии закрыты.

Рубрика: Ка